Страница обновлена 26.07.2017
Государственное учреждение Ярославской области "Детский дом "Чайка"
Программа содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Социальная реабилитация воспитанников детского дома»
Процессы реабилитации воспитанника детского дома условно делится на три этапа:
-
на первом этапе (адаптационном) собирается вся информация об уровне развития ребенка, определяется исходный реабилитационный потенциал, определяется образовательный и внеклассный образовательный маршрут, а также включенность в коррекционно-развивающую работу и досуговые мероприятия.
-
на втором этапе (реабилитационном) ребенок самостоятельно выбирает кружки и секции в том числе и вне детского дома, участие в досуговых мероприятиях, является организатором и ведущим ключевых мероприятий детского дома, самостоятельно ходит в школу, принимает участие в жизни школы и класса.
-
третий этап является итоговым, на котором видна степень реабилитированности ребенка на момент выпуска из детского дома. У ребенка сформировано овладение нормами социального поведения, уровень сформированности личного социально-нравственного опыта в когнитивной и деятельностный сферах, профессиональное самоопределение.
На организационном этапе выстраивания системы реабилитационной работы было:
-
Определено взаимодействие педагогов в реабилитации воспитанников
-
Создан медико-психолого-педагогический консилиум (ПМПК) в состав которого входят: администрация, педагог-психолог, социальный педагог, врач, воспитатель. Консилиум обеспечивает взаимодействие разных специалистов в ходе изучения личности ребенка (особенности в интеллектуальном, психическом и физическом развитии) и его комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения.
-
Для каждого специалиста ПМПК определено содержание деятельности
-
Разработана схема медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанника детского дома
-
Разработана схема взаимодействия ПМПК детского дома с внешними и внутренними образовательными структурами
-
Выделены по возрастным группам те навыки, которым необходимо научить ребенка, чтобы он лучше мог жить и выживать в своем окружении
-
Выстроено реабилитационное пространство детского дома, которое целостно и органично сочетает образовательную, внеклассную образовательную и внеурочную деятельность воспитанников
-
Определены составляющие реабилитационного пространства:
-
учет и использование реабилитационного потенциала непосредственной жизненной среды ребенка, включающей:
-
а) группы социального контроля,
б) референтные группы,
в) группы социальной поддержки;
- учет уровня предрасположенности воспитанника к социальной реабилитации;
- обеспечение функциональной координации основных институтов социальной реабилитации.
При анализе и обобщении опыта работы определились основные направления деятельности педагогического коллектива детского дома по реабилитации детей:
- организация профилактической работы;
- организация образовательной работы;
- организация внеклассной образовательной работы;
- организация вне учебной работы.
Акценты каждого направления с конкретным ребенком устанавливаются ПМПК детского дома. Для этого у каждого ребенка определяется исходный реабилитационный потенциал. Делается коллегиальное заключение о доминантах развития воспитанника, потенциальных возможностях и способностях, распознавании характера отклонений в поведении, деятельности, общении, а также состоянии здоровья. Далее определяются пути и средства реабилитационной работы с ребенком.