Страница обновлена 26.07.2017

Государственное учреждение Ярославской области "Детский дом "Чайка"

Страница обновлена 26.07.2017
Государственное учреждение Ярославской области "Детский дом "Чайка"
 
Организация внеучебной работы
 
Большое внимание уделяется организации свободного времени каждого ребенка, особенно вновь поступивших воспитанников. Очень важно научить ребенка в дальнейшем самостоятельно им распоряжаться, заполнив его полезными делами.
За эти годы в детском доме сложился ряд традиций, которые также помогают готовить ребенка к самостоятельной жизни:
  • празднование дней рождений. (Каждому ребенку оно отмечается именно в его день рождения. Ребенок заказывает продукты, необходимые для приготовления различных блюд, с помощью воспитателя оформляет праздничный стол. Приглашает на свой день рождения друзей из детского дома, из школы, значимых для себя взрослых).
  • традиционные праздники (День Знаний, Новый год, Рождество, 23 Февраля, 8 Марта, Масленица и т.д.) Дети совместно с педагогами готовят праздничные концерты, знакомятся с традициями праздников, научаются проведению досуга. Организация внешкольных мероприятий проходит с учетом потребности и интересов детей.
  • для воспитанников регулярно организуются культурно-массовые выходы в театры, цирк, музеи, кинотеатры, боулинг, пинбол, катание на коньках, картинг, выходы в библиотеки города, экскурсии по городам России, выезды на базу отдыха в Белкино, выезды на природу.
  • с нами сотрудничает много общественных организаций, в том числе и городской клуб ветеранов «Ярославна». Наши ребята ко всем праздникам с удовольствием готовят концертные программы и подарки для ветеранов. Это воспитывает чувство уважения к старшему поколению, формирует чувство заботы.
Это все позволяет не только культурно обогащать, расширять кругозор ребенка,  оздоравливать, но и расширять социальные связи, развивать коммуникативные способности, изменять жизненные ценности.
 
Организация дополнительного образования
 
Работа в данном направлении на организацию дополнительного образования в детском доме. Сетью кружков дополнительного образования руководят педагоги дополнительного образования  нашего учреждения, руководители из центра внешкольной работы «Приоритет» и из городской станции юннатов. Результаты работы данных кружков отражаются в участии в различных фестивалях, конкурсах и выставках всемирного, всероссийского, областного, городского и районного масштаба.
У каждого воспитанника существует возможность выбора смены кружка или секции по желанию. При поступлении в детский дом ребенок может попробовать свои возможности в каждом кружке и секции и выбрать дело по душе. На данный момент занятость детей в кружках и секциях является 100%-ой.
Сеть кружков дополнительного образования охватывает следующие направления:
  • народно-прикладное (роспись по дереву и камню, лоскутная техника, мягкая игрушка);
  • художественно-эстетическое (ИЗО, вокальный кружок, театральный кружок, танцевальный кружок, вокально-инструментальный ансамбль; брэйк-данс);
  • спортивно-оздоровительное (теннис, футбол, хоккей, карате, бассейн, школа «Школа юных моряков»);
Кружки и секции ежегодно корректируется исходя из потребностей детей.
Каждое полугодие проводится анализ посещаемости кружков и секций, их рейтинга среди воспитанников, изучаются интересы воспитанников и на основании полученных результатов принимаются управленческие решения о возможности реализации потребностей и творческого развития воспитанников.
Кружки: роспись по дереву, ИЗО, мягкая игрушка, лоскутная техника, театральный кружок функционируют и пользуются большим спросом у детей. С каждым годом повышается качество изготавливаемых поделок детей, которое отражается в грамотах и дипломах, получаемых детьми на выставках и конкурсах. Итогом работы коллектива театрального кружка ежегодно является выступление на городском конкурсе «Играем в театр» в ТЮЗе.
Развитие творческого потенциала каждого ребенка отражается в повышении уровня мероприятия от районного до всероссийского.
Наши воспитанники являются не только постоянными участниками районных, городских, областных мероприятий, но и высоко оцененными дипломантами конкурсов и соревнований. Это стало возможным благодаря стабильности в работе ПДО и их высокому профессиональному уровню, имеющему тенденцию к постоянному росту.
Расширение и разнообразие сети кружков и секций осуществляется за счет близлежащих районных учреждений дополнительного образования (ЦВР «Приоритет», комната «Юннатов», дом творчества).
Работа кружков и секций помогает ребенку:
  • адаптироваться к условиям детского дома;
  • планировать свободное время;
  • приобрести новые знания и умения, помогающие самоопределиться и  научиться дополнительному заработку;
  • развить коммуникативные навыки и умение совместной работы.
Преобразование внеклассной образовательной подсистемы воспитательной системы детского дома выразилось в увеличении числа и расширении тематического диапазона доступных воспитанникам кружков и секций, ориентация их образовательных программ на формирование у воспитанников позитивного личностно значимого жизненного опыта.
Планы работы кружков и секций ежегодно обновляются, педагоги при планировании деятельности учитывают наработанный опыт и желания детей.
Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни среди детей и их физической подготовке. Кроме секций, организованных в детском доме, дети еженедельно посещают бассейн «Атлант» и занимаются в футбольной секции на открытом поле на базе «Арена-2000».
За последний год 5 подростков из 21 курящих бросили курить.
7 человек записались в секцию борьбы и бокса, все подростки по 3-4 раза в неделю самостоятельно посещают тренажерный зал.
Когда воспитанник достигает определенного уровня самостоятельности и ответственности за свои поступки, то у него появляется возможность выбора кружка или секции вне детского дома.
Все эти условия позволяют осуществлять педагогический процесс более эффективно и качественно, что непосредственно сказывается на результатах уровня социальной реабилитации воспитанников.
 
Социальная адаптация воспитанников
 
Организация работы в этом направлении разделяется на:
– выбор образовательного маршрута и формирование уровня учебной мотивации у воспитанника;
– создание программ социальной направленности воспитателями.
Для организации учебной деятельности, формирования учебной мотивации и  ответственного отношения к учебе, а также снижения уровня агрессии, изменения отношения ребенка к социуму и в социум, администрацией детского дома проводится работа по уменьшению количества воспитанников детского дома в каждой школе и каждом классе (наиболее оптимальным является нахождение в классе 2-3 детей).
Выбор образовательного маршрута каждого воспитанника осуществляется в соответствии с уровнем усвоения школьного материала, психического развития ребенка, психологического климата школы и класса.
В связи с тем, что основной контингент вновь поступающих детей – подростки, долгое время не обучающиеся в школе, разработана система выбора индивидуального образовательного маршрута, что позволяет обеспечить успешность дальнейшего образования конкретного ребенка.
Воспитателями систематически ведется контроль за посещаемостью уроков и успеваемости. Каждую четверть отслеживается динамика успеваемости всех учащихся.
Дополнительно организована работа по устранению пробелов с неуспевающими детьми.
Ежедневно организовано выполнение домашних заданий, разработаны требования к организации самоподготовки.
С детьми, нуждающимся в особом педагогическом внимании, педагоги работают по индивидуальным учебным планам и программам. Педагогами детского дома организованы репетиторские занятия с детьми, имеющими пробелы в знаниях.
Немаловажным в этом направлении является организация разработок  воспитателями программ социальной направленности, через которые формируется социальный опыт ребенка – базис его личностной культуры, развивается самосознание воспитанников, происходит организация здорового образа жизни, накопление коммуникативного опыта:
- «Школа у костра», результаты работы которой ежегодно подводятся в виде организации многодневных летних туристических походов, где дети получают практические навыки по приготовлению пищи, проверяют свою выносливость.
- «Формирование модели женского поведения у воспитанниц детского дома средствами народной игрушки», работая по которой в течение 3 лет, воспитателям удается  многое изменить в девочках. Стиль одежды, манеры поведения, тон разговора и лексикон.
- «Повышение социальной компетентности детей детского дома через театральное творчество», которая помогает  самореализоваться ребенку, научить его работать в коллективе.
- Разработана программа «Школа жизни», по которой проводятся занятия со всеми воспитанниками, направленные на подготовку к выпуску. Ее цель – помочь ребенку снизить тревожность и избавиться от страха перед самостоятельной жизнью, помочь обрести уверенность и сформировать способность справляться с разными жизненными ситуациями, делая выбор в свою пользу.
Занятия по каждой из этих программ направлены на накопление детьми опыта индивидуального жизнеобеспечения, самоорганизации и самосовершенствования, на формирование творческого потенциала личности. Все занятия выстраиваются по принципу принятия, понимания и сотрудничества.
Ребенку дается возможность свободного выбора, самостоятельного и ответственного решения, самоконтроля и самоорганизации.
Работа в данном направлении дает очень позитивные результаты. На сегодняшний день каждый ребенок чувствует себя комфортно в классном коллективе, отсутствуют самовольные уходы из школ по причине нежелания учиться. В течение последних двух лет отсутствует второгодничество (несмотря на то, что в детский дом поступают подростки, по 2-3 года не посещающие школу). Дети с удовольствием принимают участие в жизни школы и класса. На занятиях, проводимых воспитателями в группах, дети чувствуют себя раскованно, проявляя инициативу.