Страница обновлена 26.07.2017
Государственное учреждение Ярославской области "Детский дом "Чайка"
Организация внеучебной работы
Большое внимание уделяется организации свободного времени каждого ребенка, особенно вновь поступивших воспитанников. Очень важно научить ребенка в дальнейшем самостоятельно им распоряжаться, заполнив его полезными делами.
За эти годы в детском доме сложился ряд традиций, которые также помогают готовить ребенка к самостоятельной жизни:
-
празднование дней рождений. (Каждому ребенку оно отмечается именно в его день рождения. Ребенок заказывает продукты, необходимые для приготовления различных блюд, с помощью воспитателя оформляет праздничный стол. Приглашает на свой день рождения друзей из детского дома, из школы, значимых для себя взрослых).
-
традиционные праздники (День Знаний, Новый год, Рождество, 23 Февраля, 8 Марта, Масленица и т.д.) Дети совместно с педагогами готовят праздничные концерты, знакомятся с традициями праздников, научаются проведению досуга. Организация внешкольных мероприятий проходит с учетом потребности и интересов детей.
-
для воспитанников регулярно организуются культурно-массовые выходы в театры, цирк, музеи, кинотеатры, боулинг, пинбол, катание на коньках, картинг, выходы в библиотеки города, экскурсии по городам России, выезды на базу отдыха в Белкино, выезды на природу.
-
с нами сотрудничает много общественных организаций, в том числе и городской клуб ветеранов «Ярославна». Наши ребята ко всем праздникам с удовольствием готовят концертные программы и подарки для ветеранов. Это воспитывает чувство уважения к старшему поколению, формирует чувство заботы.
Это все позволяет не только культурно обогащать, расширять кругозор ребенка, оздоравливать, но и расширять социальные связи, развивать коммуникативные способности, изменять жизненные ценности.
Организация дополнительного образования
Работа в данном направлении на организацию дополнительного образования в детском доме. Сетью кружков дополнительного образования руководят педагоги дополнительного образования нашего учреждения, руководители из центра внешкольной работы «Приоритет» и из городской станции юннатов. Результаты работы данных кружков отражаются в участии в различных фестивалях, конкурсах и выставках всемирного, всероссийского, областного, городского и районного масштаба.
У каждого воспитанника существует возможность выбора смены кружка или секции по желанию. При поступлении в детский дом ребенок может попробовать свои возможности в каждом кружке и секции и выбрать дело по душе. На данный момент занятость детей в кружках и секциях является 100%-ой.
Сеть кружков дополнительного образования охватывает следующие направления:
-
народно-прикладное (роспись по дереву и камню, лоскутная техника, мягкая игрушка);
-
художественно-эстетическое (ИЗО, вокальный кружок, театральный кружок, танцевальный кружок, вокально-инструментальный ансамбль; брэйк-данс);
-
спортивно-оздоровительное (теннис, футбол, хоккей, карате, бассейн, школа «Школа юных моряков»);
Кружки и секции ежегодно корректируется исходя из потребностей детей.
Каждое полугодие проводится анализ посещаемости кружков и секций, их рейтинга среди воспитанников, изучаются интересы воспитанников и на основании полученных результатов принимаются управленческие решения о возможности реализации потребностей и творческого развития воспитанников.
Кружки: роспись по дереву, ИЗО, мягкая игрушка, лоскутная техника, театральный кружок функционируют и пользуются большим спросом у детей. С каждым годом повышается качество изготавливаемых поделок детей, которое отражается в грамотах и дипломах, получаемых детьми на выставках и конкурсах. Итогом работы коллектива театрального кружка ежегодно является выступление на городском конкурсе «Играем в театр» в ТЮЗе.
Развитие творческого потенциала каждого ребенка отражается в повышении уровня мероприятия от районного до всероссийского.
Наши воспитанники являются не только постоянными участниками районных, городских, областных мероприятий, но и высоко оцененными дипломантами конкурсов и соревнований. Это стало возможным благодаря стабильности в работе ПДО и их высокому профессиональному уровню, имеющему тенденцию к постоянному росту.
Расширение и разнообразие сети кружков и секций осуществляется за счет близлежащих районных учреждений дополнительного образования (ЦВР «Приоритет», комната «Юннатов», дом творчества).
Работа кружков и секций помогает ребенку:
-
адаптироваться к условиям детского дома;
-
планировать свободное время;
-
приобрести новые знания и умения, помогающие самоопределиться и научиться дополнительному заработку;
-
развить коммуникативные навыки и умение совместной работы.
Преобразование внеклассной образовательной подсистемы воспитательной системы детского дома выразилось в увеличении числа и расширении тематического диапазона доступных воспитанникам кружков и секций, ориентация их образовательных программ на формирование у воспитанников позитивного личностно значимого жизненного опыта.
Планы работы кружков и секций ежегодно обновляются, педагоги при планировании деятельности учитывают наработанный опыт и желания детей.
Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни среди детей и их физической подготовке. Кроме секций, организованных в детском доме, дети еженедельно посещают бассейн «Атлант» и занимаются в футбольной секции на открытом поле на базе «Арена-2000».
За последний год 5 подростков из 21 курящих бросили курить.
7 человек записались в секцию борьбы и бокса, все подростки по 3-4 раза в неделю самостоятельно посещают тренажерный зал.
Когда воспитанник достигает определенного уровня самостоятельности и ответственности за свои поступки, то у него появляется возможность выбора кружка или секции вне детского дома.
Все эти условия позволяют осуществлять педагогический процесс более эффективно и качественно, что непосредственно сказывается на результатах уровня социальной реабилитации воспитанников.
Социальная адаптация воспитанников
Организация работы в этом направлении разделяется на:
– выбор образовательного маршрута и формирование уровня учебной мотивации у воспитанника;
– создание программ социальной направленности воспитателями.
Для организации учебной деятельности, формирования учебной мотивации и ответственного отношения к учебе, а также снижения уровня агрессии, изменения отношения ребенка к социуму и в социум, администрацией детского дома проводится работа по уменьшению количества воспитанников детского дома в каждой школе и каждом классе (наиболее оптимальным является нахождение в классе 2-3 детей).
Выбор образовательного маршрута каждого воспитанника осуществляется в соответствии с уровнем усвоения школьного материала, психического развития ребенка, психологического климата школы и класса.
В связи с тем, что основной контингент вновь поступающих детей – подростки, долгое время не обучающиеся в школе, разработана система выбора индивидуального образовательного маршрута, что позволяет обеспечить успешность дальнейшего образования конкретного ребенка.
Воспитателями систематически ведется контроль за посещаемостью уроков и успеваемости. Каждую четверть отслеживается динамика успеваемости всех учащихся.
Дополнительно организована работа по устранению пробелов с неуспевающими детьми.
Ежедневно организовано выполнение домашних заданий, разработаны требования к организации самоподготовки.
С детьми, нуждающимся в особом педагогическом внимании, педагоги работают по индивидуальным учебным планам и программам. Педагогами детского дома организованы репетиторские занятия с детьми, имеющими пробелы в знаниях.
Немаловажным в этом направлении является организация разработок воспитателями программ социальной направленности, через которые формируется социальный опыт ребенка – базис его личностной культуры, развивается самосознание воспитанников, происходит организация здорового образа жизни, накопление коммуникативного опыта:
- «Школа у костра», результаты работы которой ежегодно подводятся в виде организации многодневных летних туристических походов, где дети получают практические навыки по приготовлению пищи, проверяют свою выносливость.
- «Формирование модели женского поведения у воспитанниц детского дома средствами народной игрушки», работая по которой в течение 3 лет, воспитателям удается многое изменить в девочках. Стиль одежды, манеры поведения, тон разговора и лексикон.
- «Повышение социальной компетентности детей детского дома через театральное творчество», которая помогает самореализоваться ребенку, научить его работать в коллективе.
- Разработана программа «Школа жизни», по которой проводятся занятия со всеми воспитанниками, направленные на подготовку к выпуску. Ее цель – помочь ребенку снизить тревожность и избавиться от страха перед самостоятельной жизнью, помочь обрести уверенность и сформировать способность справляться с разными жизненными ситуациями, делая выбор в свою пользу.
Занятия по каждой из этих программ направлены на накопление детьми опыта индивидуального жизнеобеспечения, самоорганизации и самосовершенствования, на формирование творческого потенциала личности. Все занятия выстраиваются по принципу принятия, понимания и сотрудничества.
Ребенку дается возможность свободного выбора, самостоятельного и ответственного решения, самоконтроля и самоорганизации.
Работа в данном направлении дает очень позитивные результаты. На сегодняшний день каждый ребенок чувствует себя комфортно в классном коллективе, отсутствуют самовольные уходы из школ по причине нежелания учиться. В течение последних двух лет отсутствует второгодничество (несмотря на то, что в детский дом поступают подростки, по 2-3 года не посещающие школу). Дети с удовольствием принимают участие в жизни школы и класса. На занятиях, проводимых воспитателями в группах, дети чувствуют себя раскованно, проявляя инициативу.